15-22 сентября 2020
XIII БАЙКАЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ.
ДИАЛОГИ И РАЗРЫВЫ
заявки до 5 мая
результаты 20 мая
Иркутск, Хужир
Школа - место для обсуждения методологических и этических вопросов в социальных исследованиях и культурных/художественных проектах, построенных на исследованиях. Школа междисциплинарна и межпрофессиональна. Основное внимание на школе мы уделяем проработке исследовательских проектов участников, а кроме того обмениваемся методами, подходами, навыками и практиками. Школа устроена горизонтально: все мы и эксперты с ценным опытом, и ученики, нуждающиеся в чужом.
Байкальская школа
Тема школы-2020
В этом году на школе мы будем обсуждать исследования ,посвященные идеализму и идеалистам в связке с частной памятью, историей и настоящим во всех смыслах.

Возможные (но не исчерпывающие) ракурсы заявок:
Школа объединяет самых разных исследователей и авторов проектов. Мы приглашаем к участию социологов, художников, историков, кураторов, географов, фотографов, документалистов, антропологов, экономистов, писателей, музейщиков, архитекторов, журналистов, психологов и - традиционно - исследователей со сложной профессиональной идентичностью. Если вы не находите себя в этом списке и сомневаетесь, подойдет ли школа для вас, напишите нам: post@cnsio.ru.

Возраст, гендер, институциональная принадлежность, география жизни или работы не имеют значения.
Кто может стать участником
Что включить в заявку
Вопросы, затруднения, идеи в контексте темы

Важно обозначить, какие именно вопросы вы хотите обсудить на школе. Исследовательские/ проектные вопросы, затруднения и соображения должны иметь прямое отношение к теме школы. Последнюю мы предлагаем рассматривать как ресурс для продвижения работы над проектом и корректировки оптики исследования.
Описание и краткий анализ документов, с которыми работает исследователь/ автор проекта

Школа специализируется на работе с документами частной памяти в самом широком смысле. Это могут быть дневники и письма, интервью и блоги, фото и видео, рисунки и заметки на газетных вырезках etc.
Краткий рассказ о развитии предыдущего исследовательского проекта

Если вы уже были участником Байкальской школы, пожалуйста, расскажите о том, как продолжилась ваша работа над проектом или исследованием после обсуждения на школе.
Формы работы на школе
Коллективные лаборатории

Основной формат школы. В группах по 15 человек обсуждаем исследования каждого в течение часа. Одно обсуждение - один час. Рабочие тексты читаем заранее, чтобы задать вопросы и предметно обсудить возможности развития исследования.
Дискуссии

Собираемся вместе по вечерам и обсуждаем вопросы методологии, этики и социальных эффектов, возникшие во время дневной работы групп.

Семинары, мастер-классы

На групповых занятиях мы осваиваем инструменты и методы коллег из других дисциплин и сфер. В этом году несколько семинаров и мастер-классов будут посвящены работе с интервью.
Лекции

40-минут на выступление + 30 минут на вопросы. Лекции расширяют контекст общего разговора и дают возможность теоретического и методологического погружения в тему.
Трэвел-гранты и взносы
Бюджет Байкальской школы предполагает трэвел- гранты, которые полностью или частично покрывают расходы участников. Окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов будет принято после отбора заявок. Организационный взнос для участников - 500 рублей.
Социальный идеализм как предмет исследования (логика, условия возникновения и затухания, акторы).

Стратегии и практики - социальная работа, активизм, образовательные инициативы, просвещение, работа с сообществами, теории и практики малых дел.

Связь инициатив и проектов (культурных, образовательных, социальных, предпринимательских, политических) с тем, как их авторы представляют себе историю - человечества, страны, семьи или личную.

Частная память как ресурс человека в конфликтах «настоящего» и реальности.

Разрывы и конфликты практических и социальных идеалистов - с внешним миром, друг с другом и самими собой.

Идеализация/ демонизация прошлого и настоящего как личный ресурс.

«Частные утопии».
Индивидуальные и групповые попытки реализовать должное/идеальное в собственной жизни и/или социальных инициативах, которые не всегда ассоциируются с привычными представлениями об активизме или институциональныхдействиях.
1. Научные, художественные и другие исследования должны опираться на эго-документы, в центре исследования при этом - человек.

2. Организаторы исходят из того, что потенциал для школы имеют в равной степени как практические, так и академические исследовательские проекты.

3. Исследование может находиться в любой стадии реализации, кроме стадии проектных гастролей.
Описание исследования

Основа заявки - описание вашего проекта. Оно может быть законченным или в процессе реализации. Исследование может, но не должно быть научным. В описании важно обозначить замысел, методы работы, (промежуточные) результаты и формат. Это может быть научная статья, книга, документальный фильм, экспозиция, серия фотографий, спектакль, арт-проект etc.
Принципы школы
Научный комитет
Михаил Рожанский
Галина Козлова
Андрей Тесля
Лидия Рахманова
социальный историк, Центр независимых социальных исследований - Иркутск
издатель, куратор проектов в сфере культуры
историк русской политической философии XIX века (БФУ им. И. Канта, Калининград)
социальный антрополог, куратор проектов в локальных сообществах
(Санкт-Петербург)
Виктор Воронков
Ирина Басалаева
Александр Бондарев
Елена Коркина
социолог, Центр независимых социологических исследований
(Санкт-Петербург)
социальный исследователь, КемГУ (Новокузнецкий филиал)
филолог, куратор музейных проектов, (Иркутск/Владивосток)
координатор проектов
Центра независимых социальных
исследований - Иркутск
Организаторы
подать заявку
Вопросы
уточнения
post@cnsio.ru
Иллюстрация
Екатерина Томилова
ЦНСИО
Байкальская школа
instagram katkatomil