СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ:
ОЧЕВИДНЫЕ, СКРЫТЫЕ
ОТЛОЖЕННЫЕ
XIV Байкальская международная
школа социальных исследований
Иркутск, Ольхон
11-19 cентября 2021
Заявки: до 10 мая

Результаты: 25 мая
Тексты в ридер: 10 августа
Тема школы-2021
Тема школы-2021
Cоциальные эффекты образовательных и культурных проектов часто заявляются и обсуждаются, но редко исследуются. На Байкальской школе-2021 мы хотим сосредоточиться именно на исследованиях. Школа объединит, с одной стороны, тех, кто создает проекты, а с другой — тех, кто эти проекты изучает.

«Образовательные и культурные проекты» мы предлагаем понимать широко. Это и разовые (вне)институциональные инициативы — исключительно образовательные или с образовательными элементами, и системная работа в школах, университетах, музеях, центрах образования. Не хочется упустить и взаимосвязи — прямые или весьма причудливые — между изменениями в образовании и социальными процессами в прошлом, настоящем и будущем.

В этом году мы отходим от тематики всех прежних Байкальских школ, сосредоточенных на работе с частной памятью и документами человеческой жизни. Присутствие этих тем в заявках теперь возможно, но необязательно. Проработка индивидуальных исследований и проектов остается главным акцентом школы, но в этом году мы будем больше, чем обычно, фокусироваться на решении общих задач — сопоставлять и вырабатывать инструменты, методы, подходы, которые помогут исследовать социальные эффекты культурных и образовательных инициатив.
Cоциальные эффекты образовательных и культурных проектов часто заявляются и обсуждаются, но редко исследуются. На Байкальской школе-2021 мы хотим сосредоточиться именно на исследованиях. Школа объединит, с одной стороны, тех, кто создает проекты, а с другой — тех, кто эти проекты изучает.

«Образовательные и культурные проекты» мы предлагаем понимать широко. Это и разовые (вне)институциональные инициативы — исключительно образовательные или с образовательными элементами, и системная работа в школах, университетах, музеях, центрах образования. Не хочется упустить и взаимосвязи — прямые или весьма причудливые — между изменениями в образовании и социальными процессами в прошлом, настоящем и будущем.

В этом году мы отходим от всех прежних Байкальских школ, — сосредоточенных на работе с частной памятью и документами человеческой жизни. Присутствие этих тем в заявках теперь возможно, но необязательно. Проработка индивидуальных исследований и проектов остается главным акцентом школы, но в этом году мы будем больше, чем обычно, фокусироваться на решении общих задач — сопоставлять и вырабатывать инструменты, методы, подходы, которые помогут исследовать социальные эффекты культурных и образовательных инициатив.
Возможные (но не исчерпывающие) тематические фокусы
Возможные (но не исчерпывающие) тематические фокусы
Образование, история
и социальные процессы

Как исторические и мировоззренческие трансформации меняют образовательные проекты и формируют запрос на образование? В чем проявляется влияние образовательных инициатив на  частную жизнь и социальные процессы? Сказывается ли на современных образовательных форматах их генеалогия?
Социальные эффекты
и их (не)видимость

Что такое социальные эффекты?
Что можно и что нельзя измерить? Что помогает нам увидеть и оценить последствия своих инициатив? Какие социальные эффекты попадают в исследовательское поле зрения, а какие остаются в тени? Почему программы, проекты, курсы, в том числе идеологически заостренные, (не) добиваются заявленных целей или вызывают эффект, противоположный задуманному?
Стратегии и методы, возможности
и риски исследования

Как проектные, исследовательские и иные культуры/ методологии влияют на логику, процесс и результаты образовательных инициатив? Какие возможности и риски для проекта несет исследовательское участие? Можно ли учитывать скрытые эффекты уже при создании культурного и образовательного продукта, процесса, инициативы или имеет смысл дождаться результата?
(Со)авторство, взаимодействие, понимание

Как распределяются позиции в образовательных инициативах? Каково место и какова роль «аудитории»? Возможно ли достижение абсолютной
«горизонтальности», в случае если такая задача ставится? Как часто работа попадает только «в своих» и как узнать о реакции или ее отсутствии у «чужих»? Как исследовать эти реакции и корректировать и интонации и способы говорения?
Участие
Участие
Мы приглашаем к участию тех, кто занимается исследованиями в области социологии, истории, антропологии, психологии и географии; создает арт-, музейные и выставочные проекты; разрабатывает методики, курсы, программы; занятых в урбанистике, преподавании, медиа, музейных и выставочных процессах и — неизменно — исследовательниц и исследователей со сложной и смешанной профессиональной идентичностью. Список неполный, не стесняйтесь расширить его своей заявкой. Если вы сомневаетесь, «впишется» ли ваша тема в программу школы и «впишется» ли школа в вашу исследовательскую жизнь — напишите нам: post@cnsio.ru

Возраст, гендер, институциональная принадлежность, география жизни или работы не имеют значения.
Структура заявки
Структура заявки
В основе заявки — ваш проект или ваше исследование. Они могут быть завершенным или in progress. Описание составляется в свободной форме, но есть обязательная программа.

Если вы описываете культурный или образовательный проект, пожалуйста, не забудьте включить в заявку: его замысел, описание социального контекста, целевой аудитории и команды, (промежуточные) результаты на момент написания заявки, формат, в котором проект будет представлен публично, (предполагаемые) социальные эффекты, а также затруднения и исследовательские задачи, связанные с этими эффектами.

Если вы работаете над научным исследованием, важно обозначить: исследовательский вопрос, поле, гипотезы, методы сбора и анализа данных, (промежуточные) результаты и их (потенциальный) вклад в научную дискуссию, методологические и этические затруднения, важные в контексте темы школы.

Мы отдаем себе отчет в том, что это деление зачастую условно, а разные роли могут совмещаться. Если ваша работа не вписывается в эту бинарную систему (скажем, исследование не научное, а документальное или художественное), воспользуйтесь упомянутыми пунктами как деталями конструктора.

При прочих равных предпочтение при отборе заявок мы будем отдавать исследованиям, основанным на работе с конкретными материалами (полевыми, архивными, документами частной памяти etc) и проектам, в которых развернуто описан опыт работы с социальными эффектами и/ или трудности и решения, которые возникают при исследовании этих эффектов.

Полную форму заявки можно посмотреть здесь.
Места и форматы
Места и форматы
Иркутск
1 день
Хужир
(остров Ольхон)

6 дней
Мастер-классы

Темы, требующие глубокого погружения и детального разбора + полезные всем,
мы будем разбирать на мастер-классах, посвященных стратегиям и методам исследования.
Сборка инструкций

Практические алгоритмы действий будем вырабатывать, через составление инструкций, черпая разнообразие идей в разнообразии собравшихся.
Круг знакомства

Общая встреча в ЦНСИО, взаимное представление и раздача ридеров.
Знакомство друг с другом, городом и местными образовательными и культурными инициативами и практиками
- Обсуждение индивидуальных исследований и проектов

- Общая работа над темой школы в разных форматах.

- Вечерние просмотры фильмов, спектаклей, обсуждение процесса и дневных результатов групповой работы.
Коллективные
лаборатории

Ключевой и самый объемный по времени формат школы. Делимся на две группы и  обсуждаем индивидуальные проекты и исследования. Один час, один модератор, одно обсуждение.

В лаборатории участвуют все, независимо от роли на школе и наличия собственного проекта. Работаем в два круга: круг вопросов и круг рекомендаций по модели «Если бы я это было моё исследование/ мой проект, я бы...»
Экскурсии
с полупроводниками

Полевой выход в город с местными провожатыми и заданием по теме школы.
Знакомство
с иркутскими проектами

В маршрут каждой экскурсии включена одна остановка. Идём в гости к тем, кто делает свои проекты в Иркутске.
Обменная

Проводится каждый день
и посвящена конкретной теме. Экспертностью в обменной обладают все, у кого есть релевантный опыт - исследовательский, практический, экспертный, менеджерский - любой.

Круг тем мы соберем после отбора заявок, опираясь, с одной стороны,
на описанные в них затруднения и запросы, а с другой - на знания и навыки, которыми есть готовность делиться.
Оргкомитет
Оргкомитет
Андрей Тесля
историк русской политической философии XIX века (БФУ им. И. Канта, Калининград)
Лидия Рахманова
социальный антрополог, куратор проектов в локальных сообществах
(Санкт-Петербург)
Михаил Рожанский
социальный историк, Центр независимых социальных исследований - Иркутск
Галина Козлова
издатель, куратор проектов в сфере культуры
Виктор Воронков
социолог,
Центр независимых социологических исследований*
(Санкт-Петербург)
Ирина Басалаева
социальный исследователь, КемГУ (Новокузнецкий филиал)
Александр Бондарев
филолог, куратор
музейных проектов,
(Иркутск/Владивосток)
Елена Коркина
координатор проектов
Центра независимых социальных
исследований - Иркутск
Константин Серёгин
психолог образования,
аналитик Института образования
НИУ ВШЭ (Москва)
Илья Штейнберг
социолог, психолог,
Школа-студия полевого исследователя (Москва)
Трэвел-гранты
Трэвел-гранты
Бюджет Байкальской школы и помощь фондов-партнёров предусматривает трэвел- гранты, которые полностью или частично покрывают расходы на перелёт или проезд до Иркутска и обратно, дорогу на Ольхон и с Ольхона, проживание. Чаще всего нам удаётся найти финансирование для всех, чьи заявки были приняты, однако окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов будет принято после завершения работы с заявкам. Организационный взнос на участие в Байкальской школе — 500 рублей. И это единственные расходы, которые все мы, независимо от ролей и функций, оплачиваем сами.
Бюджет Байкальской школы и помощь фондов-партнёров предусматривает трэвел- гранты, которые полностью или частично покрывают расходы на перелёт или проезд до Иркутска и обратно, дорогу на Ольхон и с Ольхона, проживание. Чаще всего нам удаётся найти финансирование для всех, чьи заявки были приняты, однако окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов будет принято после завершения работы с заявкам. Организационный взнос на участие в Байкальской школе — 500 рублей. И это единственные расходы, которые все мы, независимо от ролей и функций, оплачиваем сами.
FAQ или частые вопросы
FAQ или частые вопросы
Отправка заявки подразумевает согласие на обработку персональных данных. Персональные данные обрабатываются на основе Политики обработки персональных данных
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2020: Александра Виноградова, Аня Устякина, Алексей Сафронов

*Центр независимых социологических исследований включен Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, как еще несколько десятков прекрасных организаций. Мы с Минюстом не согласны и считаем ЦНСИ агентом счастья и радости
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2020: Александра Виноградова, Аня Устякина, Алексей Сафронов

*Центр независимых социологических исследований включен Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, как еще несколько десятков прекрасных организаций. Мы с Минюстом не согласны и считаем ЦНСИ агентом счастья и радости