15-22 сентября 2020
XIII БАЙКАЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ.
ДИАЛОГИ И РАЗРЫВЫ
заявки до 5 мая
результаты 20 мая
Иркутск, Хужир
тексты в ридер 1 августа
сборник текстов участников об их исследованиях/ проектах для внутренней работы на школе.
Школа - место для обсуждения методологических и этических вопросов в социальных исследованиях и культурных/художественных проектах, построенных на исследованиях. Школа междисциплинарна и межпрофессиональна. Основное внимание на школе мы уделяем проработке исследовательских проектов участников, а кроме того обмениваемся методами, подходами, навыками и практиками. Школа устроена горизонтально: все мы и эксперты с ценным опытом, и ученики, нуждающиеся в чужом.
Байкальская школа
Тема школы-2020
В этом году на школе мы предлагаем обсудить научные, образовательные, художественные и музейные проекты, исследующие социальный идеализм и практики идеалистов - тех, кто действует в соответствии с представлениями о «настоящем», то есть о том, каким идеалам должен соответствовать мир и отношения между людьми.

Ориентировочный (но не исчерпывающий) круг вопросов, которые мы предлагаем для подачи заявок и обсуждений в ходе школы:
Школа объединяет самых разных исследователей и авторов проектов. Мы приглашаем к участию социологов, художников, историков, кураторов, географов, фотографов, документалистов, антропологов, экономистов, писателей, музейщиков, архитекторов, журналистов, психологов и - традиционно - исследователей со сложной профессиональной идентичностью. Если вы не находите себя в этом списке, сомневаетесь, подойдет ли школа для вас, у вас есть конкретные вопросы по вашей теме - напишите нам: post@cnsio.ru

Возраст, гендер, институциональная принадлежность, география жизни или работы не имеют значения.
Кто может стать участником
Требования к заявке
Вопросы и идеи в контексте темы школы

Важно обозначить, какие именно вопросы, концепции, идеи, предполагаемые или уже случившиеся затруднения вы хотите обсудить на школе. Все это должно иметь прямое отношение к теме школы - идеализму и идеалистам. Тему школы мы предлагаем рассматривать как ресурс для продвижения вашей работы и возможной корректировки оптики исследования.
Описание и краткий анализ документов, с которыми работает исследователь/ автор проекта

Школа специализируется на работе с документами частной памяти в самом широком смысле. Это могут быть дневники и письма, интервью и блоги, фото и видео, рисунки и заметки на газетных вырезках etc.
Краткий рассказ о развитии предыдущего исследовательского проекта

Если вы уже были участником Байкальской школы, пожалуйста, расскажите о том, как продолжилась ваша работа над проектом или исследованием после обсуждения на школе.
Формы работы на школе
Коллективные лаборатории

Основной формат школы. В группах по 15 человек обсуждаем исследования каждого в течение часа. Одно обсуждение - один час. Рабочие тексты читаем заранее, чтобы задать вопросы и предметно обсудить возможности развития исследования.
Дискуссии

Собираемся вместе по вечерам и обсуждаем вопросы методологии, этики и социальных эффектов, возникшие во время дневной работы групп.

Семинары, мастер-классы

На групповых занятиях мы осваиваем инструменты и методы коллег из других дисциплин и сфер. В этом году несколько семинаров и мастер-классов будут посвящены работе с интервью.
Лекции

40-минут на выступление + 30 минут на вопросы. Лекции расширяют контекст общего разговора и дают возможность теоретического и методологического погружения в тему.
Трэвел-гранты и взносы
Бюджет Байкальской школы предполагает трэвел- гранты, которые полностью или частично покрывают расходы участников. Окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов будет принято после отбора заявок. Организационный взнос для участников - 500 рублей.
Социальный идеализм как предмет исследования - логика, условия возникновения и затухания, акторы. В том числе советский идеализм - его природа, взаимоотношения с практикой, апелляция к нему из сегодняшнего дня, ностальгия по советским идеалам.

Стратегии и практики идеализма в прошлом и настоящем - социальная работа, активизм, образовательные инициативы, просвещение, работа с сообществами, теории и практики малых дел.

«Частные утопии» - индивидуальные и групповые попытки реализовать должное/идеальное в собственной жизни и социальных инициативах, которые не всегда ассоциируются с привычными представлениями об активизме или институциональных действиях.

Разрывы и конфликты практических и социальных идеалистов с внешним миром, друг с другом и самими собой. «Идеалист» и «обыватель», «идеалист» и «герой». Взаимоотношение институтов власти с идеализмами различных групп, сообществ и одиночек - использование, подавление, искажение, взаимовлияние.

Связь инициатив и проектов (культурных, образовательных, социальных, предпринимательских, политических) с тем, как их авторы представляют себе историю - человечества, страны, семьи или личную.

Частная память как ресурс в конфликтах «настоящего» и реальности. Потребность в идеализации/ демонизации прошлого и настоящего.
1. Научные, художественные и другие исследования должны опираться на эго-документы, в центре исследования при этом - человек.

2. Организаторы исходят из того, что потенциал для школы имеют в равной степени как практические, так и академические исследовательские проекты.

3. Исследование может находиться в любой стадии реализации (завершенное или in progress), кроме стадии проектных гастролей.
Описание исследования

Основа заявки - описание вашего исследования. Оно может быть законченным или в процессе реализации, может, но не должно быть научным. Важно неформально и развернуто описать замысел, методы работы, (промежуточные) результаты и формат. Это может быть научная статья, книга, документальный фильм, экспозиция, серия фотографий, спектакль, арт-проект etc.
Принципы школы
Научный комитет
Михаил Рожанский
Галина Козлова
Андрей Тесля
Лидия Рахманова
социальный историк, Центр независимых социальных исследований - Иркутск
издатель, куратор проектов в сфере культуры
историк русской политической философии XIX века (БФУ им. И. Канта, Калининград)
социальный антрополог, куратор проектов в локальных сообществах
(Санкт-Петербург)
Виктор Воронков
Ирина Басалаева
Александр Бондарев
Елена Коркина
социолог, Центр независимых социологических исследований
(Санкт-Петербург)
социальный исследователь, КемГУ (Новокузнецкий филиал)
филолог, куратор музейных проектов, (Иркутск/Владивосток)
координатор проектов
Центра независимых социальных
исследований - Иркутск
Организаторы
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
посмотреть, как выглядит форма
заявки также можно здесь
FAQ
PDF
open call одним файлом
ответы на часто
задаваемые вопросы
Отправка заявки подразумевает согласие на обработку персональных данных. Персональные данные обрабатываются на основе Политики обработки персональных данных
Вопросы
уточнения
post@cnsio.ru
Иллюстрация
Екатерина Томилова
ЦНСИО
Байкальская школа
instagram katkatomil