Байкальская международная школа социальных исследований
С 2007-го мы придумали и провели 14 школ. И готовим новую
Байкальская школа — это пространство камерных разговоров о методологии и этике в социальных исследованиях. А еще это место подробного, внимательного и бережного обсуждения исследовательских и творческих проектов, с которыми приехали участницы и участники.

Позиции тех, кто учит, и тех, кто учится, максимально размыты. Мы всё больше двигаемся в сторону обменных форматов, которые позволяют встретиться опытам людей разных профессиональных сфер, возрастов, географии и взглядов.

Школа создавалась как ресурс для иркутян и сибиряков (в этом нам очень помогли коллеги из ЦНСИ, ЕУ СПб, Института социологии РАН), но вскоре перестала быть локальным событием. Среди основателей школы — Виктор Воронков, Вероник Гаррос, Ален Блюм, Галина Козлова, свои мастер-классы и спецкурсы на школах проводили Илья Штейнберг, Галина Орлова, Жан Радвани, Эмилия Кустова, Илья Утехин, Илья Калинин, Михаил Мельниченко, Валери Познер, Элен Шатлен.

С 2013 года работу школы поддерживает Фонд Михаила Прохорова, а также Фонд Фридриха Науманна и Фонд Генриха Бёлля. Чему мы очень рады — и не устаем благодарить.

Байкальская школа — это пространство камерных разговоров о методологии и этике в социальных исследованиях. А еще это место подробного, внимательного и бережного обсуждения исследовательских и творческих проектов, с которыми приехали участницы и участники.

Позиции тех, кто учит, и тех, кто учится, максимально размыты. Мы всё больше двигаемся в сторону обменных форматов, которые позволяют встретиться опытам людей разных профессиональных сфер, возрастов, географии и взглядов.

Школа создавалась как ресурс для иркутян и сибиряков (в этом нам очень помогли коллеги из ЦНСИ, ЕУ СПб, Института социологии РАН), но вскоре перестала быть локальным событием. Среди основателей школы — Виктор Воронков, Вероник Гаррос, Ален Блюм, Галина Козлова, свои мастер-классы и спецкурсы на школах проводили Илья Штейнберг, Галина Орлова, Жан Радвани, Эмилия Кустова, Илья Утехин, Илья Калинин, Михаил Мельниченко, Валери Познер, Элен Шатлен.

С 2013 года работу школы поддерживает Фонд Михаила Прохорова, а также Фонд Фридриха Науманна и Фонд Генриха Бёлля. Чему мы очень рады — и не устаем благодарить.

Cоциальные эффекты.
Очевидные, скрытые отложенные (2021)
В 2021-м мы попрощались с непременным фокусом прежних школ (частная память и документы человеческой жизни) и сосредоточились на исследовании социальных эффектов в образовании и культуре. Никогда еще баланс «теоретиков» и «практиков» не был таким сбалансированным, а школа — такой задокументированной.
В 2021-м мы попрощались с непременным фокусом прежних школ (частная память и документы человеческой жизни) и сосредоточились на исследовании социальных эффектов в образовании и культуре. Никогда еще баланс «теоретиков» и «практиков» не был таким сбалансированным, а школа — такой задокументированной.
В 2021-м мы попрощались с непременным фокусом прежних школ (частная память и документы человеческой жизни) и сосредоточились на исследовании социальных эффектов в образовании и культуре. Никогда еще баланс «теоретиков» и «практиков» не был таким сбалансированным, а школа — такой задокументированной.
Историческая память и практический идеализм
(2020)
Рискнули взяться за тему, которая не была достаточно сформулирована и концептуализирована, но очень близка нам самим. Заявки были невероятно интересными и разными. А саму школу удалось провести офлайн, несмотря на первый пандемийный год.
Cвои. Чужие. Лишние. Взгляды и позиции в исследованиях частной памяти
(2019)
Рабочие языки памяти
(2018)
Документы человеческой жизни: способы понимания и ловушки интерпретации
(2017)
Исследование и документалистика: интерпретация, публикация и экспонирование частной памяти
(2016)
Open call
Программа
Исследовательская стратегия в документалистике, научной прозе и музейных экспозициях: трудности и опыт решений
(2015)
Опыт преодоления трудностей был не только предметом обсуждений, но и логикой программы БШ2015, если говорить о поисках общего языка в совместной работе "академиков" и практиков. Трудности обнаруживались на лекциях и мастер-классах, на коллективных лабораториях вырабатывались решения. Возникла задача минимизировать "вертикальные" модели занятий, как неорганичные для Байкальской школы.
Open call
Программа
Исследование и конструирование поколений в документальном кино, документальной и научной прозе
(2014)
Документальное кино создало атмосферу школы. Дискуссия сфокусировалась на том, благодаря чему оно становится исследованием и как визуальный язык обогащает социальное исследование . Это серьезно помогало и тем, кто не работает с камерой. С 2014 года Байкальская школа - не только междисциплинарная, но и площадка взаимообогащения разных оптик: художественных, научных, экспозиционных.
Open call
Программа
Историческая память
и поколенческий анализ
(2013)
Перед школой 25-26 августа в Иркутске совместно с Иркутским МИОНом мы провели международный семинар "Соцромантизм: поэтика исторического воображения в позднем СССР". Семинар и состав участников задал уровень дискуссии на самой школе. Мы убедились, что Байкальская школа способна не только помогать в индивидуальных исследованиях, но и формировать направления научной работы. БШ2013 стала последней школой, на которой участники из вненаучной среды были исключением. На школе сформулирован отчетливый запрос на взаимодействие с "практиками исторической памяти" - музейщиками, документалистами, авторами нон-фикшн - как на методологическую необходимость.
Open call
Программа
Акторы социальных изменений. Гуманитарии в публичных дискуссиях, общественных движениях и социальных проектах
(2012)
В 2011 и 2012 году мы провели Байкальскую школу для студентов из разных университетов России и возникла двухлетняя пауза для международной школы. Пауза позволила пересобрать модель работы: основной формой также, как на студенческих школах, стала коллективная лаборатория.
Open call
Программа
Местное сообщество: исследовать извне и изнутри
(2010)
Спонсором и соорганизатором школы выступил Франко-российский центр общественных и гуманитарных наук, на школе работали не только французские эксперты, но и молодые французские ученые, ведущие свои полевые исследования в России. Мы впервые распространяли информационное письмо о школе не только среди партнеров, но и по популярным среди социальных исследователей рассылкам. Пришло более ста заявок и этот рекорд не был превзойден семь лет. С 2010 года Байкальская школа работает в "усадьбе Бенчаровых" - это партнерство, дружба и взаимопонимание, а, значит, оптимальные условия для работы.
Open call
Программа
Перевод в стратегии социального исследования
(2009)
С первой школы тема трудностей перевода была одной из центральных, что естественно для международной школы. В основе программы были практические опыты по переводу исследовательских текстов с французского на русский (серия "Savoir et Memoire") и с русского на французский (статьи из "Байкальской Сибири"). Благодаря участию режиссера и антрополога Элен Шатлен, впервые на школе обсуждались исследовательские возможности и трудности документального кино, перевод научных исследований на визуальный язык.
Open call
Программа
Поколения, социальная энергия и исторические альтернативы в советском и постсоветском мире
(2008)
Школа проводилась в содружестве с научно-исследовательским центром "Регион" (Ульяновск), основой программы было обсуждение результатов исследований наших двух центров.
Исследований было много и впервые делились на группы: участник шел в одну из трех групп в зависимости от своих интересов. На следующих школам мы так не делали, чтобы не терять тех возможностей обсуждения, которые дают разнообразие опытов и тематических ракурсов.
Open call
Программа
Мобильность и социальная память в советском и постсоветском пространстве
(2007)
До 2007 года ЦНСИО организовал с полдюжины курсов и школ для своего коллектива, коллег из сибирских городов и независимых исследовательских центров России. Эта школа стала первой международной - в её подготовке и программе участвовали французские историки Вероник Гаррос и Аллен Блюм - друзья нашего центра. И эта была первая школа, которая прошла на Байкале. Тема школы объединила актуальные на тот момент исследовательские интересы всех сотрудников ЦНСИО.
Open call
Программа