люди и структуры
заявки до 30 апреля, результаты 3 мая
28 мая - 4 июня 2022
XV байкальская международная
школа социальных исследований
и р к у т с к - о л ь х о н
Тема Байкальской школы-2022 довольно широка. Формулируя ее таким образом, мы приглашаем к обсуждению социальных исследовательниц и исследователей, создательниц и создателей культурных проектов, для которых обнажился вопрос о собственном месте в профессии и о значимости, смысле своего дела.

Привычные структуры и логики рушатся, трансформируются или укрепляются? Люди сформированы структурами или их создают, вбрасывая в новый порядок? Такой ли он новый? Порядок это — или скорее беспорядок? Как наши исследования и проекты влияют на ход вещей, и напротив — как происходящее со страной влияет на наши проекты и исследования?

Для ответов на эти вопросы в ситуации радикального вызова нам не хватает языка, устойчивости, отстраненности, опыта, а иногда — сил. Вместе мы надеемся, оттолкнувшись от риторического «и что же теперь делать?», нащупать методы работы, способы описывать, исследовать, ощущать и мыслить мир вокруг себя.
Тема Байкальской школы-2022 до неприличия широка. Формулируя ее таким образом, мы приглашаем к обсуждению социальных исследовательниц и исследователей, создательниц и создателей культурных проектов, для которых обнажился вопрос о собственном месте в профессии и о значимости, смысле своего дела.

Привычные структуры и логики рушатся, трансформируются или укрепляются? Люди сформированы структурами или их создают, вбрасывая в новый порядок? Такой ли он новый? Порядок это — или скорее беспорядок? Как наши исследования и проекты влияют на ход вещей, и напротив — как происходящее со страной влияет на наши проекты и исследования?

Для ответов на эти вопросы в ситуации радикального вызова нам не хватает языка, устойчивости, отстраненности, опыта, а иногда — сил. Вместе мы надеемся, оттолкнувшись от риторического «и что же теперь делать?», нащупать методы работы, способы описывать, исследовать, ощущать и мыслить мир вокруг себя.

возможные фокусы-ракурсы

возможные фокусы-ракурсы
субъектность и социальный мир

Какие структуры (социальные, исторические, идеологические, дискурсивные etc) сегодня определяют мысли, чувства и действия человека? Как человек живет внутри них, перестраивает, взламывает, создает новые? Каковы возможности и пределы человеческой субъектности? Как она меняется в условиях социального слома? Как описывать и исследовать эти изменения?
хаос и структура в повседневности

Как организуют свои пространство и время «частный» человек? Как — сознательно или интуитивно — он или она регламентирует и структурирует «нерегламентируемое» (пафос, высокие чувства, право, вдохновение, прозрение, смысл, растерянность, страх)? Как об этом писать, снимать, ставить?
структуры высказывания

- немота, афазия, болтовня, враньё, крик, обвинение, примирение, согласие. Как возникает и как преодолевается немота тех, кто исследует, занимается искусством, создает экспозиции? Как меняются характер и границы публичного? В чем сегодняшняя трудность переноса высказывания или исследования вовне — (само)цензура, неуместность, деформация заложенного?
история как (надчеловеческая) структура и (человеческий) опыт

Как переживаются событие и исторический момент? Как фиксировать и интерпретировать это переживание? Как люди сегодня встраивают текущие события в исторический порядок и сопротивляются навязываемому порядку, «ходу истории»?
Призываем помнить о том, что это — только малая часть того, что вписывается в тему. Не стесняйтесь предлагать свои темы и расширять фокусный набор


структура заявки

структура заявки
В заявке несколько полей. Кроме анкетно-технических - это мотивация участия в школе в этом году и описание исследования/ проекта. Форма и содержание свободны (по меньшей мере, как и мы, к этому стремятся). Но есть моменты, делающие заявки сопоставимыми друг с другом. Пожалуйста, не забудьте включить в описание вот что:

  • Если вы описываете культурный или образовательный проект: замысел, описание социального контекста, целевой аудитории и команды, (промежуточные или предполагаемые) результаты, формат, в котором проект будет реализован, а также вопросы и затруднения в контексте темы школы-2022.

  • Если вы работаете над исследованием: исследовательский вопрос, поле, гипотезы, методы сбора и анализа данных, (промежуточные) результаты и их (потенциальный) вклад в научную дискуссию, методологические и иные затруднения, важные в контексте темы школы-2022

Полную форму заявки можно посмотреть здесь.


участницы и участники

участницы и участники
Мы приглашаем к участию тех, кто занимается исследованиями в области социологии, истории, антропологии, психологии и географии; создает арт-, музейные и выставочные проекты; разрабатывает методики, курсы, программы; занятых в урбанистике, преподавании, медиа, музейных и выставочных процессах и — неизменно — исследовательниц и исследователей со сложной и смешанной профессиональной идентичностью. Список неполный, не стесняйтесь расширить его своей заявкой. Если вы сомневаетесь, «впишется» ли ваша тема в программу школы и «впишется» ли школа в вашу исследовательскую жизнь — напишите нам: post@cnsio.ru

Возраст, гендер, институциональная принадлежность, география жизни или работы не имеют значения.

форматы работы

форматы работы
коллективные лаборатории

В этом году впервые не будет разделения на группы, мы будем работать все вместе, и лаборатории , то есть обсуждения конкретных проектов, займут основное время школы (конечно, только программное). Длительность лабораторий в этом году - полтора часа.

Тексты в ридер остаются на месте. То есть мы их пишем, мы их читаем. Авторские 5-10 минут, чтобы дополнить написанное, в силе. Два круга - обсуждений и предложений - тоже.
дискуссии

На школе мы проведем две-три дискуссии, и постараемся вместить в них концептуальные и методологические вопросы. Темы и регламент определим на основе заявок, а также оставим место для того, что родится на самой школе.
обменная

Формат мы придумали и попробовали в прошлом году. Оказалось, неплохо работает. Обменная короткая, 30-40 минут. Вступительное слово - предложившим тему, дальше опытом делятся все желающие. Темы, а также модель работы выбираем коллективно, уже после отбора заявок.

оргкомитет школы

оргкомитет школы
Андрей Тесля
историк русской политической философии XIX века (БФУ им. И. Канта, Калининград)
Лидия Рахманова
социальный антрополог, куратор проектов в локальных сообществах
(Санкт-Петербург)
Михаил Рожанский
социальный историк, Центр независимых социальных исследований - Иркутск
Галина Козлова
издатель, куратор проектов в сфере культуры
Виктор Воронков
социолог,
Центр независимых социологических исследований*
(Санкт-Петербург)
Ирина Басалаева
социальный исследователь, КемГУ (Новокузнецкий филиал)
Александр Бондарев
филолог, куратор
музейных проектов,
(Иркутск/Владивосток)
Елена Коркина
исследовательница, координатор проектов
Центра независимых социальных
исследований - Иркутск
Илья Штейнберг
социолог, психолог,
Школа-студия полевого исследователя (Москва)

трэвел-гранты

трэвел-гранты
Как и в прежние годы в бюджете Байкальской школы есть статья расходов под названием «Проживание и дорога». Как всегда, мы будем стараться обеспечить грантами по максимуму и всех, но окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов сможем принять только после отбора заявок, которых очень ждем.
Как и в прежние годы в бюджете Байкальской школы есть статья расходов под названием «Проживание и дорога». Как всегда, мы будем стараться обеспечить грантами по максимуму и всех, но окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов сможем принять только после отбора заявок, которых очень ждем.
ждем ваши заявки до 30 апреля включительно
(до 23:59 по вашему времени)
ждем ваши заявки до 30 апреля
(до 23:59 по вашему времени)
Отправка заявки подразумевает согласие на обработку персональных данных. Персональные данные обрабатываются на основе Политики обработки персональных данных
Для обложки использована работа неизвестной художницы.
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2021: Елизавета Жданкова, Александра Осипова, Даниил Чубарь, Александр Бондарев, Александр Фокин
Для обложки использована работа неизвестной художницы.
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2021: Елизавета Жданкова, Александра Осипова, Даниил Чубарь, Александр Бондарев, Александр Фокин
*Центр независимых социологических исследований включен Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, как еще несколько десятков прекрасных организаций. Мы с Минюстом не согласны. ЦНСИ - агент социологии, счастья и радости