28 мая - 4 июня 2022
школа социальных исследований
люди и структуры
заявки до 30 апреля, результаты 3 мая
XV байкальская международная
и р к у т с к - о л ь х о н
Тема Байкальской школы-2022 довольно широка. Формулируя ее таким образом, мы приглашаем к обсуждению социальных исследовательниц и исследователей, создательниц и создателей культурных проектов, для которых обнажился вопрос о собственном месте в профессии и о значимости, смысле своего дела.

Привычные структуры и логики рушатся, трансформируются или укрепляются? Люди сформированы структурами или их создают, вбрасывая в новый порядок? Такой ли он новый? Порядок это — или скорее беспорядок? Как наши исследования и проекты влияют на ход вещей, и напротив — как происходящее со страной влияет на наши проекты и исследования?

Для ответов на эти вопросы в ситуации радикального вызова нам не хватает языка, устойчивости, отстраненности, опыта, а иногда — сил. Вместе мы надеемся, оттолкнувшись от риторического «и что же теперь делать?», нащупать методы работы, способы описывать, исследовать, ощущать и мыслить мир вокруг себя.
Тема Байкальской школы-2022 до неприличия широка. Формулируя ее таким образом, мы приглашаем к обсуждению социальных исследовательниц и исследователей, создательниц и создателей культурных проектов, для которых обнажился вопрос о собственном месте в профессии и о значимости, смысле своего дела.

Привычные структуры и логики рушатся, трансформируются или укрепляются? Люди сформированы структурами или их создают, вбрасывая в новый порядок? Такой ли он новый? Порядок это — или скорее беспорядок? Как наши исследования и проекты влияют на ход вещей, и напротив — как происходящее со страной влияет на наши проекты и исследования?

Для ответов на эти вопросы в ситуации радикального вызова нам не хватает языка, устойчивости, отстраненности, опыта, а иногда — сил. Вместе мы надеемся, оттолкнувшись от риторического «и что же теперь делать?», нащупать методы работы, способы описывать, исследовать, ощущать и мыслить мир вокруг себя.

возможные фокусы-ракурсы

возможные фокусы-ракурсы
субъектность и социальный мир

Какие структуры (социальные, исторические, идеологические, дискурсивные etc) сегодня определяют мысли, чувства и действия человека? Как человек живет внутри них, перестраивает, взламывает, создает новые? Каковы возможности и пределы человеческой субъектности? Как она меняется в условиях социального слома? Как описывать и исследовать эти изменения?
хаос и структура в повседневности

Как организуют свои пространство и время «частный» человек? Как — сознательно или интуитивно — он или она регламентирует и структурирует «нерегламентируемое» (пафос, высокие чувства, право, вдохновение, прозрение, смысл, растерянность, страх)? Как об этом писать, снимать, ставить?
структуры высказывания

- немота, афазия, болтовня, враньё, крик, обвинение, примирение, согласие. Как возникает и как преодолевается немота тех, кто исследует, занимается искусством, создает экспозиции? Как меняются характер и границы публичного? В чем сегодняшняя трудность переноса высказывания или исследования вовне — (само)цензура, неуместность, деформация заложенного?
история как (надчеловеческая) структура и (человеческий) опыт

Как переживаются событие и исторический момент? Как фиксировать и интерпретировать это переживание? Как люди сегодня встраивают текущие события в исторический порядок и сопротивляются навязываемому порядку, «ходу истории»?
Призываем помнить о том, что это — только малая часть того, что вписывается в тему. Не стесняйтесь предлагать свои темы и расширять фокусный набор


структура заявки

структура заявки
В заявке несколько полей. Кроме анкетно-технических - это мотивация участия в школе в этом году и описание исследования/ проекта. Форма и содержание свободны (по меньшей мере, как и мы, к этому стремятся). Но есть моменты, делающие заявки сопоставимыми друг с другом. Пожалуйста, не забудьте включить в описание вот что:

  • Если вы описываете культурный или образовательный проект: замысел, описание социального контекста, целевой аудитории и команды, (промежуточные или предполагаемые) результаты, формат, в котором проект будет реализован, а также вопросы и затруднения в контексте темы школы-2022.

  • Если вы работаете над исследованием: исследовательский вопрос, поле, гипотезы, методы сбора и анализа данных, (промежуточные) результаты и их (потенциальный) вклад в научную дискуссию, методологические и иные затруднения, важные в контексте темы школы-2022

Полную форму заявки можно посмотреть здесь.


участницы и участники

участницы и участники
Мы приглашаем к участию тех, кто занимается исследованиями в области социологии, истории, антропологии, психологии и географии; создает арт-, музейные и выставочные проекты; разрабатывает методики, курсы, программы; занятых в урбанистике, преподавании, медиа, музейных и выставочных процессах и — неизменно — исследовательниц и исследователей со сложной и смешанной профессиональной идентичностью. Список неполный, не стесняйтесь расширить его своей заявкой. Если вы сомневаетесь, «впишется» ли ваша тема в программу школы и «впишется» ли школа в вашу исследовательскую жизнь — напишите нам: post@cnsio.ru

Возраст, гендер, институциональная принадлежность, география жизни или работы не имеют значения.

форматы работы

форматы работы
обменная

Формат мы придумали и попробовали в прошлом году. Оказалось, неплохо работает. Обменная короткая, 30-40 минут. Вступительное слово - предложившим тему, дальше опытом делятся все желающие. Темы, а также модель работы выбираем коллективно, уже после отбора заявок.
коллективные лаборатории

В этом году впервые не будет разделения на группы, мы будем работать все вместе, и лаборатории , то есть обсуждения конкретных проектов, займут основное время школы (конечно, только программное). Длительность лабораторий в этом году - полтора часа.

Тексты в ридер остаются на месте. То есть мы их пишем, мы их читаем. Авторские 5-10 минут, чтобы дополнить написанное, в силе. Два круга - обсуждений и предложений - тоже.
дискуссии

На школе мы проведем две-три дискуссии, и постараемся вместить в них концептуальные и методологические вопросы. Темы и регламент определим на основе заявок, а также оставим место для того, что родится на самой школе.

оргкомитет школы

оргкомитет школы
филолог, куратор
музейных проектов,
(Иркутск/Владивосток)
Александр Бондарев
социальный антрополог, куратор проектов в локальных сообществах
(Санкт-Петербург)
Лидия Рахманова
социальный исследователь, КемГУ (Новокузнецкий филиал)
Ирина Басалаева
издатель, куратор проектов в сфере культуры
Галина Козлова
социальный историк, Центр независимых социальных исследований - Иркутск
Михаил Рожанский
социолог, психолог,
Школа-студия полевого исследователя (Москва)
Илья Штейнберг
историк русской политической философии XIX века (БФУ им. И. Канта, Калининград)
Андрей Тесля
исследовательница, координатор проектов
Центра независимых социальных
исследований - Иркутск
Елена Коркина
социолог,
Центр независимых социологических исследований*
(Санкт-Петербург)
Виктор Воронков

трэвел-гранты

трэвел-гранты
Как и в прежние годы в бюджете Байкальской школы есть статья расходов под названием «Проживание и дорога». Как всегда, мы будем стараться обеспечить грантами по максимуму и всех, но окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов сможем принять только после отбора заявок, которых очень ждем.
Как и в прежние годы в бюджете Байкальской школы есть статья расходов под названием «Проживание и дорога». Как всегда, мы будем стараться обеспечить грантами по максимуму и всех, но окончательное решение о количестве и объеме трэвел-грантов сможем принять только после отбора заявок, которых очень ждем.
ждем ваши заявки до 30 апреля включительно
(до 23:59 по вашему времени)
ждем ваши заявки до 30 апреля
(до 23:59 по вашему времени)
Отправка заявки подразумевает согласие на обработку персональных данных. Персональные данные обрабатываются на основе Политики обработки персональных данных
Для обложки использована работа неизвестной художницы.
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2021: Елизавета Жданкова, Александра Осипова, Даниил Чубарь, Александр Бондарев, Александр Фокин
Для обложки использована работа неизвестной художницы.
Верстка: Елена Коркина
Фото Байкальской школы-2021: Елизавета Жданкова, Александра Осипова, Даниил Чубарь, Александр Бондарев, Александр Фокин
*Центр независимых социологических исследований включен Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, как еще несколько десятков прекрасных организаций. Мы с Минюстом не согласны. ЦНСИ - агент социологии, счастья и радости