Мы используем cookie. Это обеспечивает сайту правильную работу, а нам дает возможность анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.




XI БАЙКАЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



«Рабочие языки памяти»

8-15 СЕНТЯБРЯ 2018
ИРКУТСК-ОЛЬХОН
сборник текстов участников для внутренней работы на школе
ЧТО ТАКОЕ Байкальская школа

Школа специализируется на проблемах работы с частной памятью в социальных исследованиях и публичном пространстве. Каждый год мы собираем исследователей - тех, кто снимает фильмы, создаёт экспозиции или пишет научные статьи - для поиска общих методов работы и частных решений. Байкальская школа устроена горизонтально: все мы и эксперты с ценным опытом, и ученики, нуждающиеся в чужом.
КАК ЭТО БЫЛО В ПРОШЛОМ ГОДУ
фокус байкальской школы-2018

Исследуя одно и то же и рассказывая о своих исследованиях, мы сталкиваемся с тем, что говорим и думаем по-разному. Так встаёт вопрос о поиске общего языка. Но поиск не должен приводить к моноязычию и превращать многообразие в проблему. Освоение или как минимум узнавание разных языков - путь к глубине понимания. На Байкальской школе-2018 мы хотим собрать исследователей разных возрастов, культур и профессий, чтобы, обсудить и научиться преодолевать самые разные трудности понимания и перевода, с которыми мы сталкиваемся во время работы над исследованиям и при публикации результатов. Неизменным общим фокусом всех Байкальских школ при этом остаётся работа с документами человеческой жизни.
КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ
15 лет назад школа зародилась как социологическая, но давно перестала быть и монодисциплинарной, и строго научной. Мы ждём заявки от исследователей из академической среды (в том числе социологов, историков, антропологов, культурных географов, социальных лингвистов) и тех, кого на школе для краткости называют практиками - музейщиков, журналистов, фотографов, кураторов, художников, учителей, кинодокументалистов, режиссёров и сценаристов документального кино и спектаклей. Неопределённая профессиональная идентичность встречается с пониманием. Главное - исследование и заявка, в которой оно описано.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАЯВОК

Поколенческая дистанция

Политические столкновения, актуализация советского, фрагментация информации и опыта ярко обозначили различия фонового знания и языков поколений. С этим сталкивается учитель в школе и преподаватель в вузе, куратор при подготовке к экспозиции и экскурсовод на городских улицах. Что мы говорим и что слышится? Можно ли сделать понятными свидетельства прошлых десятилетий для тех, кто лишен этого опыта? Может ли быть продуктивна наша собственная дистанция - от события, коллег и публики?
Профессиональные различия

Работа в междисциплинарных проектах, рецензирование книг, статей и монографий, профессиональная реакция на книги, лекции и курсы коллег, особенно если они предназначены для широкого круга, - всё это вынуждает нас говорить о различиях в целях, методах и языке разных дисциплин и профессий. Может ли этот разговор быть конструктивным? Как междисциплинарность сделать ресурсом?
Трудности перевода

Проекты, ориентированные на аудитории с разным культурным опытом, переводы книг или статей для академических журналов часто заставляют авторов заново обратиться к тому, что казалось абсолютно понятным. Как эти трудности превратить в шанс для новых разворотов темы и для движения мысли? Как, приобретая иноязычную аудиторию, не потерять контакта с предметом своего исследования?
Понимание визуального

Перевод с визуального на вербальный и наоборот – процедуры, чреватые потерями для исследования. Пострадавшими часто оказываются сами источники и те люди, которые через эти источники делятся с миром своей памятью. Как, читая изображение, не сделать его плоским и не закрыть дорогу к пониманию? Как передать зрителю или читателю не только свидетельство из другой эпохи, культуры, жизни, а особенности оптики, посредством которой родился этот документ?
ФОРМАТЫ РАБОТЫ

- Мастер-классы. Опыт прошлого года показал, что одни и те же мастер-классы могут быть полезны для людей с разным опытом и бэкграундом. В этом году мы прорабатываем также возможность провести несколько узкоспециализированных мастер-классов для разных аудиторий.

- Проблемные лекции. Школа менее всего тяготеет к монологичности, но каждый год сами собой возникают возможности дополнить обсуждения выступлениями экспертов. Мы очень стараемся пользоваться ими.

- Панельные дискуссии. Стали одним из основных форматов в прошлом году, в этом они будут двигаться в сторону большего включения аудитории.

- Коллективные лаборатории. Главный и самый полезный формат Байкальской школы. Группа из 10-12 исследователей с помощью модератора в течение часа работает над исследованием коллеги.
ЗАЯВКА: ЧТО ВАЖНО И КАК ПОДАТЬ
- В основе заявки - конкретное исследование. Оно может быть завершённым и незавершённым. В заявке необходимо описать замысел исследования, исследовательское поле, методы, основные или промежуточные результаты.

- Заявка должна содержать описание/ анализ документов, с которыми работает автор. Как и в предыдущие годы, в фокусе школы - документы человеческой жизни и частной памяти. Помимо привычных дневников, писем, интервью и фото это могут быть блоги, видео, рисунки или даже мультфильмы и танец, как было в прошлом году. Важно: документы должны раскрывать стоящего за ним человека.

- В заявке необходимо обозначить трудности - потенциальные или возникшие в процессе исследования/ публикации и имеющие прямое отношение к теме школы. В этом году мы обсуждаем соприкосновение и столкновение разных языков и попытки поиска общего языка - как с коллегами, так и с публикой, на которую во многом ориентирована работа исследователей.

- Если вы уже участвовали в Байкальской школе, необходимо описать, как сложилась судьба проработанного тогда исследовательского проекта.

- Подать заявку можно здесь*

*Отправка заявки подразумевает согласие на обработку персональных данных.
Персональные данные обрабатываются на основе
Политики обработки персональных данных
ТРЭВЕЛ-ГРАНТЫ
Благодаря поддержке Фонда Михаила Прохорова участники из Сибири могут рассчитывать на финансирование проезда, проживания и питания на острове Ольхон из бюджета Байкальской школы. Для остальных участников и экспертов партнёры (Russian Studies Workshop at IU, Фонд Фридриха Науманна и Фонд Генриха Бёлля) выделяют трэвел-гранты, полностью или частично покрывающие расходы. Окончательное решение о предоставлении и объёме трэвел-грантов принимается в каждом случае индивидуально после отбора заявок.
НАУЧНЫЙ КОМИТЕТ
  • Михаил Рожанский
    Центр независимых социальных исследований - Иркутск
  • Ирина Басалаева
    Новокузнецкий институт КемГУ
  • Виктор Воронков
    Цент независимых социологических исследований* (Санкт-Петербург)
  • Татьяна Сабурова
    Indiana University
  • Галина Козлова
    Фонд Фридриха Науманна (Москва)
  • Елена Коркина
    Центр независимых социальных исследований - Иркутск, проект "Город иначе"
  • Андрей Тесля
    Academia Kantiana БФУ им. И. Канта (Калининград)
*Центр независимых социологических исследований включен Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, как еще несколько десятков прекрасных организаций. Мы с Минюстом не согласны и считаем ЦНСИ агентом счастья и радости
Остались вопросы? Напишите нам:
bs2018@cnsio.ru