Мы используем cookie. Это обеспечивает сайту правильную работу, а нам дает возможность анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Ладно
Close
Исследования и публикации 2002-2001. Основные темы - образование, социология города, историческая память, Сибирь, самоуправление
исследования
2020−2021 Школа на вырост: взаимосвязь образовательных смыслов и пространства
Михаил Рожанский, Елена Коркина

Совместное исследование с Martela — компанией, проектирующей школы. Исследование проводилось на основе качественных методов (интервью, наблюдения). Цель проекта — выработка новой концепции проектирования школьных пространств, цель полевого исследование — сбор гипотез для последующих исследований.
2019 О гетеротопии коммодифицированного жилого пространства (случай Байкальска)
Ирина Корюхина, Вера Куклина

pdf


Сдача в наем жилья рассматривается как искусство решения практических задач. Статья написана на основе полевых исследований в Байкальске в 2008—2016 гг.

Корюхина И., Куклина В. О гетеротопии коммодифицированного жилого пространства (случай Байкальска) // Социологическое обозрение, 2019, т. 18, № 1, с. 36−55

2019 Лицо города в семиминутках. Вербальный портрет центральной части Иркутска
Елена Коркина

Город иначе


Фиксация и анализ городского вербального потока. 10 месяцев наблюдений,  10 часов записи, четыре района в центре Иркутска.
2017 Иркутские кварталы. Cоциологическое обследование территории проекта
Ринат Ишмухаметов, Елена Коркина, Михаил Рожанский

Видео с презентации исследования

Слайды

«Иркутские кварталы» — проект реновации и многофункционального развития значительной части исторического центра Иркутска (11 кварталов, 73 гектара). В девяностые и нулевые годы облик этой территории определяла «серая экономика», выполнявшая торговые и сопутствующие торговому району функции.

Задача исследовательской группы ЦНСИО — социологическое сопровождение проекта. Включившись на стадии реализации, мы отслеживали социальные эффекты той интенсивной реновации, которая развернулась в «Иркутских кварталах», изучали, как взаимодействует и сталкивается «старое и новое», выявляли социокультурные основания для превращения района в многофункциональный и для его органичного включения в развитие исторического центра Иркутска.

Особая задача — определение рисков и ресурсов для развития общественных пространств как точек притяжения горожан и туристов в «Иркутских кварталах».
2017 Сибирь: контексты настоящего
Лариса Салахова, Татьяна Тимофеева

pdf

26 статей ученых из Сибири, Москвы, Польши, Германии и Франции на основе полевых и архивных исследований. В фокусе — проблемы изучения сибирской идентичности, практики обживания Сибири, трансформация городской повседневности, сибирские символические войны.
2016−2017 Социологическое сопровождение образовательного комплекса «Точка будущего»
Ирина Корюхина, Лариса Салахова, Михаил Рожанский, Марина Рожанская

Исследования проводились на основе качественных социологических методов. Темы и цели этапов корректироваться в зависимости от результатов предыдущих и изменений в проекте создания образовательного комплекса «Умная Школа» в Иркутске.

Июнь-ноябрь 2017 г. — социологическое исследование «Образовательный запрос семей с детьми, нуждающимися в инклюзивном образовании».

Март-Май 2017 г. — социологическое исследование «Специфика образовательных запросов семей с детьми школьного и дошкольного возраста на территории потенциального контингента Образовательного комплекса «Умная Школа

Июнь — декабрь 2016 г. — социологическое исследование «Социальные и демографические особенности потенциального контингента Образовательного комплекса «Умная Школа».
2014 Письма об истории и для истории
Екатерина Боярских, Елена Иванова, Татьяна Кальянова, Сергей Карнаухов, Михаил Рожанский, Сергей Шмидт

pdf


Книга о разных аспектах исторической памяти. Написана на основе анализа коллекции неопубликованных писем в сибирские и московские газеты 1988-1990 годов

Письма об истории и для истории. 1989-1990 годы. Коллективная монография / Е. Г. Боярских, Е. Н. Иванова, Т.П. Кальянова, С.Г. Карнаухов, М. Я. Рожанский, С.Ф. Шмидт // Под общей редакцией М.Я. Рожанского. - Иркутск, 2014. - 209 с.

2013 Федерализм, внутренняя колонизация, образование: сибирский узел
Анализ системных трудностей движения России к реальному федерализму как институту развития.

Рожанский М. Федерализм, внутренняя колонизация, образование: сибирский узел// К новой модели российского федерализма. Под ред. А. Захарова, О. Здравомысловой, А. Рябова — Москва: «Весь мир», 2013. Сс.232−248
2012 Самоуправление без самоорганизации: реформа без реформы
Статья по результатам полевых исследований ЦНСИО в сельских поселениях в рамках проектов 2005-2010 гг. Аналитическая оценка результатов реформы местного самоуправления и его модернизационных возможностей.

Рожанский М. Самоуправление без самоорганизации: реформа без реформы // В: Вторая Россия: дифференциация и самоорганизация. - Москва: "Дело", 2012, сс.129-158.


2010-2012 Город после комбината
Коллективный проект «Экономические стратегии жителей Байкальска как ресурс диверсификации социально-экономического развития моногорода» мы вели почти три года - с 2010-го по 2012-й. Нашей целью было понять, насколько жители города способны обеспечить свою экономическую независимость от комбината в текущем моменте и в будущем.

Результаты работы мы собрали в коллективной монографии, где из социально-антропологической перспективы описали практики, тактики и стратегии жителе Байкальска в ситуации кризиса моногорода.

В работе мы рассмотрели генезис поселения, особенности градообразующего профиля моногорода, солидарности сообщества, неформальные экономические стратегии выживания, направления и трудности диверсификации экономики города и другие темы.

Город после комбината. Социально-экономические стратегии жителей города Байкальска. Коллективная монография / И. Корюхина, Т. Тимофеева, Т. Гребенщикова, И. Абдулова, В. Куклина, М. Рожанский// под общей ред. М. Рожанского. - Иркутск, 2012.


pdf
2011 Наши университеты. Факультеты ненужных вещей? Качества и смыслы гуманитарного образования
Сергей Шмидт, Михаил Рожанский, Татьяна Кальянова, Екатерина Боряских, Кирилл Титаев, Ирина Абдулова

Коллективные и индивидуальные исследования гуманитарного образования в современной России

Наши университеты. Факультеты ненужных вещей? Качества и смыслы гуманитарного образования Проблемно-тематический сборник / По ред. М. Я. Рожанского, С.Ф. Шмидта. – Иркутск, 2010 – 112 с.
2010 Наши университеты. Студенты
Екатерина Боярских, Татьяна Тимофеева, Михаил Рожанский

Основа книги – полевые исследования в вузах Сибири, проведенные студентами из Иркутска, Улан-Удэ, Томска, Братска, Барнаула. В фокусе статей различные составляющие «скрытых учебных программ» - от круга чтения и научных кружков до языка тела преподавателей и студенческих браков.

В отдельный раздел вынесены статьи профессиональных исследователей, анализирующих, как устроено пространство в трех иркутских университетах (классическом, педагогическом и техническом).

В предисловии к книге Сергей Шмидт обосновывает на её материалах актуальность метафоры «игры» для описания и анализа высшего гуманитарного образования, а также предсказывает появление students-study как исследовательского направления (пока прогноз не сбылся).

Наши университеты. Студенты. Альманах-исследование/По ред. Е.Боярских, М.Рожанского, Т.Тимофеевой. – Иркутск: ЦНСИО, 2010 – 160 с.

2007 Байкальская Сибирь. Предисловие XXI века
Книгу можно считать вторым томом «Байкальской Сибири», она подготовлена в том же жанре и часть статей через пять лет возвращает в те же места, хотя в поле зрения включены и новые. Вторую «Байкальскую Сибирь» нужно рассматривать как развитие проекта «социологического краеведения» и как визитную карточку ЦНСИО, заявившего это направление работы как свою миссию.

В книге 35 статей, посвященных городам, поселкам и деревням Иркутской области, Бурятии и Читинской области (ныне Забайкальский край), написанные на основе кейс-стади, проведенных авторами, плотно связанными с жизнью тех мест, о которых они пишут. По сравнению с первой книгой более отчетливо выражены исследовательские задачи (многие участники авторского коллектива стали профессиональными исследователями), фокус внимания перенесен с особенностей поселений и их предыстории на настоящее и альтернативы (т.е. возможные заявки на будущее). Редакционный портфель собрал значительно больше статей, чем могла вместить одна книга, поэтому статьи об Иркутске и Улан-Удэ было решено вынести в отдельный том, однако экономический кризис не позволил издать эту часть работы.

Подготовка книги и исследовательско-образовательная программа для авторского коллектива были поддержаны Фондом Форда (Московское отделение).

Байкальская Сибирь. Предисловие 21 века. Альманах-исследование/Под ред. М. Я. Рожанского. — Иркутск: ЦНСИО, 2007 г. — 304 с.

pdf
2006 Альтернативная «технология»: преодолевая гендерное неравенство.
Исследовательские и методические материалы о гендерных отношениях в средней школе В приложении — авторские программы учителей технологии, рассчитанные на преодоление сепарации по гендерному принципу.

Альтернативная «технология»: преодолевая гендерное неравенство. Сборник аналитических и методических материалов. — Иркутск: ЦНСИО, 2006. — 128 с. и прил.


2005 Неформальная экономика лесопользования
Кирилл Титаев, Вадим Титов, Татьяна Гребенщикова

pdf


Книга подготовлена на основе материалов исследования неформальной экономики лесопользования, проводившихся в ряде районов Иркутской области в 2004 - 2005 годах. Неформальная экономика рассматривается из социологической перспективы как система неформальных правил, регулирующих отношения участников экономического взаимодействия в лесной сфере. Анализ фокусируется на микроуровне, то есть на уровне конкретных взаимодействий участников лесных отношений. В книге дается описание участников, практик, отношений как в сфере промышленного лесопользования, так и в сфере повседневной жизни лесных посёлков. Книга издана в рамках программы Московского общественного научного фонда на средства USAID.

Неформальная экономика лесопользования. Участники, практики, отношения (на основе материалов исследования Иркутской области)/ под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова, З. Соловьёва. – Московский общественный научный фонд, 2005 - 123 с.
2002 Байкальская Сибирь. Фрагменты социокультурной карты
45 статей, посвящённых социальной жизни городов, посёлков и деревень Байкальской Сибири. Авторы -гуманитарии разных специальностей из Иркутской области, Бурятии и Читинской области. Основной принцип работы был такой: автор каждой статьи либо живёт в том месте, о котором пишет, либо плотно связан с ним. И только в нескольких случаях статьи стали результатом экспедиций. В фокусе работ — процессы 90-х годов, но процессы эти всегда имеют предысторию, рассмотрены в контексте особенностей конкретного поселения.

Книга была подготовлена в рамках проекта Иркутского государственного университета «Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ» (при поддержке Фонда Форда). В результате исследовательско-образовательной программы и работы над книгой сложилась команда, создавшая Центр независимых социальных исследований — Иркутск (ЦНСИО).

За прошедшие годы «Байкальская Сибирь» стала ценным историческим источником как синхронная панорама социальной жизни и социальных проблем конца девяностых-начала нулевых.

Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманах-исследование/под ред. М. Я. Рожанского. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2002 — 245 с.

pdf