Мы используем cookie. Это обеспечивает сайту правильную работу, а нам дает возможность анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Практическая философия
в Иркутске
Курс 1
как это было
2018 15 июня-12 августа
Три недели, 12 участников, пять встреч на выходных. Лето, полное философии. Каждый день начинался с разминки.
И каждый день неизбежно затягивался, потому что не хотелось расходиться.
Ульяна Тужилина
преподаватель участница Практической философии-1
Увидела, какой интересной может быть философия. Узнала новое о себе. Например, что благо для меня важнее истины. Сильно потренировала мозг. Прямо приятно, настоящий кайф. И удивительный опыт, который нигде больше не получу.
Сергей Рушковский
менеджер по проектам участник Практической философии-1
Научился больше слушать. Слушал каждого. Это круто реально: у каждого свой мир, причём мир интересный, у всех разные точки зрения, все под разным углом подходят к вопросам и проблемам, разную форму придают мыслям. Очень круто.
Татьяна Микова
главный редактор участница Практической философии-1
Впечатлений масса, мыслей множество. Я прямо как Малыш у Стругацких. Получаю ответы - удовольствие. Задаю вопросы - удовольствие. Интегральное ощущение: с моей картины мира мягко смели основательный слой пыли. Спасибо за проект. Хочется ещё.
Юлия Железнова
гид участница Практической философии-1
Каждый, приходивший на занятия теплым летним утром, с трудом проснувшись, устав от ежедневных рутин и необходимости принимать решения, внезапно попадал в мир других категорий — счастье, добро, человек, истина, поиск, мораль, человечность.
Система занятий
1
Философия как форма сознания и как способ жизни
- Различали мудрость и философию - Осваивали философское вопрошание
Неожиданное. Простая интеллектуальная разминка (поиск синонимов или антонимов, различение близких по смыслу слов) ощущается самым философским заданием дня, т.к. порождает обсуждение.
Пример задания. «Вопросы Фалеса». Даёт опыт разговора, в котором затем, удивляясь самим себе, мы выделяем мотивы коллективного обсуждения понятий и признаки, позволяющие определить наш разговор как философский.
2
Гносеология и логика
- Рассматривали философию как гносеологию - Искали связь между мировоззрением и методологией
Неожиданное. Решая задания, построенные на логических парадоксах, столкнулись с тем, что предлагаемые решения определяются мировоззренческими установками.
Пример задания. Формулировали вопросы к философам, не зная, что искать ответы за авторов придётся самим.
3
Философская антропология
- Обсуждали, что делает человека человеком
Неожиданное. Работа группы в какой-то момент напоминала суд присяжных.
Пример задания. В основе занятия - развернутое многоэтапное задание из роман Веркора «Люди или животные». На одном из заключительных этапов участники выносят свои индивидуальные вердикты преступлению/ героическому поступку, вызвавшему конфликт разных пониманий гуманизма и вопросы к определению человека.
4
Философская антропология
- Обсуждали нравственную философию и этику. - Обсуждали пользу и вред философии.
Неожиданное. Вреда мало.
Пример задания. Разбор ситуаций из фильмов Кшиштофа Кеслевского «Декалог» и документальных видеосюжетов
5
Социальная филосоофия
- Говорили о социальной природе философии - Искали социальный запрос на философскую работу.
Неожиданное. Стремление помочь герою повести Стругацких позволило участникам занятий определить темы проектов.
Пример задания. Обсуждение повести братьев Стругацких «Малыш» и природы главного героя.