Иркутск трудно назвать центром современного искусства, острых и даже провокационных музейных или галерейных проектов. Если улица даёт некоторые примеры интервенций, граффити, внедрения арт-объектов художниками, заявляющими своё право на место, эстетическую или политическую позицию, то в музейной и галерейной среде таких работ совсем немного.
Открыты ли музеи и галереи к новому, где предел этой открытости, заметна ли она тем, кто хочет прийти в пространство со своими работами? Есть ли ожидания подобных проектов со стороны кураторов и администраторов галерей и музеев или более спокойные варианты предпочтительнее «вторжения»? Заинтересованы ли сами художники, фотографы, дизайнеры, скульпторы в остром высказывании вплоть до художественных провокаций? Если нет, то почему, а если да, то какие барьеры возникают перед ними в попытке сказать свое слово в городском и музейном пространстве? Нужны ли острые высказывания жителям? И что теряет Иркутск без подобного рода высказываний? Или не теряет ничего?
На встрече #9 кочующего дискуссионного пространства «Хочешь поговорить об этом?» 30 октября говорили много и с разных сторон.
Художник Степан Шоболов отметил, что для высказывания ему, в сущности, не нужна галерея или музей. «Скажите, вот вы сидите в галерее на дискуссии и, находясь в галерее, утверждаете, что вам не нужна галерея для того, чтобы совершать провокации, поскольку вы можете обращаться к зрителю напрямую в пространстве города без посредников. Не является ли это заявление само по себе провокацией?» - парировал заместитель директора по науке Иркутского областного художественного музея Владимир Чирков
Сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Артём Ермаков высказался о провокациях, как об экзистенциальной ответственности художника. За которой должна стоять готовность в том числе оказаться в тюрьме. Со стороны художников больших возражений не последовало.
Опыт Красноярска дал дискуссии новое измерение благодаря выступлению директора красноярского центра «Площадь мира» Марии Буковой: «Музей может себе позволить сказать: «Делайте все что угодно», но в рамках этой выставки, и в этот временной промежуток». И пусть первый раз наша публика будет рисовать члены на стенах, вместо комментариев. Но следующий раз, возможно, они поймут как работать с этим пространством, какие есть возможности, и начнут делать реально крутые и осмысленные вещи. Но на это надо решиться. И пока не поешь говна в ходе первого опыта вседозволенности, не подготовишь свою аудиторию к дальнейшему».
Двигаясь в сторону дальнейшего, решено продолжить музейную тему в дискуссиях и сдвинуться в обсуждение интересов аудитории и её взаимодействия с музеями, галереями и творческими пространствами.