Казалось, что воспитание в коллективе и во имя общих целей коллектива, осталось в советском прошлом. Но всё чаще мы видим новые проявления коллективистской педагогики: в школу возвращается воспитательная функция, возникают всероссийские детские организации, явно напоминающие всесоюзные. Почему коллективистское воспитание возвращается? Какие потребности за этим стоят? Что оно даёт человеку и что отнимает? И есть ли перспективы у самой коллективистской педагогики в эпоху конца больших идей?
Этим вопросам была посвящена третья дискуссия кочующего пространства «Хочешь поговорить об этом?» В качестве повода и рамки для дискуссии мы выбрали
недавно вышедшую книгу антрополога Дарьи Димке о Фрунзенской коммуне и педагогической утопии 1960-х. Фрунзенская коммуна - объединении взрослых и подростков в одном из районов Ленинграда. Этот опыт вдохновлял многих, кто пытался делать интересной и содержательной жизнь детей в советской школе и особенно вне её. Но один из выводов автора похож на приговор: коммуна социализировала в «никуда»», поскольку готовила к жизни в утопическом обществе, а жить выросшим детям предстояло в далёкой от утопии реальности.
О том, что происходило с идеалами коллективной педагогики в наше время, какую утопию создают сегодняшние коллективистские проекты и что мы наблюдаем в сегодняшних иркутских детских садах, школах и университетах жарко говорили 26 июля.
Об авторе книги:
Дарья Димке - магистр антропологии, сотрудник исследовательского центра «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге, преподаватель Шанинки.