До первого курса - никакой философии. Исключения есть, но как правило. Зато несправедливость, правда, осознание себя и даже смерть - приходят раньше. В 10, 12, 15 - как получится. Справиться с этим может помочь философия. Это всё её вопросы.
Но не станет ли философия опасным лекарством? Можно ли учить философию как ОБЖ? И школа - это хорошее место для этого? А если не в школе, то где и как?
Обсуждали
21 августа в 18:30 с родителями, подростками, преподавателями философии и смежных специальностей. Подростки высказали сдержанный интерес и сомнения, что в школе такое возможно и хорошо. Уж точно не в рамках обязательной программы. Преподаватели говорили о разных вариантах подачи - учить через историю философию; практики самих философов; показывать, что главное, чему учит философия, не доверять и полагаться на себя. Но в этом случае, не слишком ли это рискованно? И как вызвать доверие? Вопрос доверия преподавателю возник и среди родителей: если преподаватель знаком и компетентен, можно вручать ему ребёнка. Но если нет, то где внятная программа и чёткое понимание, что будет происходить с подростком на этих занятиях?
Попыткой ответить на эти вопросы стали три проекта занятий по философии для школьников, подготовленные выпускниками первого цикла
курса Практическая философия. Из однозначно одобренного - модульная система одного из проектов, позволяющая входить в процесс на любой стадии. Сомнения - в том, есть ли аудитория для таких внешкольных и внеинституциональных курсов и где её искать. И хватит ли для внедрения воли, а для ведения - самих преподавателей, способных превратить курс философии в нечто большее, чем набор скучных лекций? Ответ на этот вопрос, видимо, будет искаться на следующем курсе Практической философии - зимой 2019 года.